В пятницу тайный договор может стать явным
27 октября 2005 года

Предъявление проекта Госсовету РТ состоится в узком формате обсуждения федерального законопроекта: голосовать можно лишь "за" или... Кнопка "против", конечно, тоже не будет отключена, но вряд ли окажется сильно востребована: это означало бы распроститься с идеей договора, которую несколько последних лет пестовал казанский Кремль.

Новый проект окружен атмосферой тайны. Попытки получить этот текст официальным путем обречены на провал. И даже депутатам (им полагается уже за неделю до сессии иметь проекты, по которым предстоит голосовать) его не показывают. Говорят, такая секретность была одним из жестких условий, поставленных Московским Кремлем, и что пока о сути договора были уполномочены высказываться лишь Сергей Кириенко и Фарид Мухаметшин.

Ни один из них не злоупотребил этой возможностью. В частности, г-н Мухаметшин официально заявил лишь: "Мы принципиально поставили вопрос некоторого изменения налогообложения на добычу полезных ископаемых. По вопросам, связанным с татарским языком, мы нашли понимание". А Минтимер Шаймиев, отвечая неделю назад на вопрос "ВК", отметил: "Довольно лаконичным договор должен быть". В его ответе была заметна некоторая уклончивость. "Практически, - сказал президент, - не согласованных вопросов не осталось. Такая добрая воля есть у власти Российской Федерации..."

"ВК" удалось выяснить, что за бумажный рояль стоит в этих секретных кустах и к чему относится президентское "практически (т.е. "почти"? - М.Ю.) ...не осталось".

Новый документ, по нашим сведениям, действительно куда лаконичнее многостраничного Большого договора. В начале его определен статус Татарстана. Вместо "государства, объединенного с Россией" (а фактически суверенитета) - положение Конституции России, относящееся к любому ее региону: Татарстан обладает всей полнотой госвласти, но лишь в тех сферах, что вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения.

В этой статье и находится то самое нечто, что заставило Минтимера Шаймиева, говоря о не согласованных вопросах, добавить уклончивое "практически" к бесповоротному "не осталось". По информации "ВК", там в числе источников права названа и Конституция РТ. Имеющее в этом случае чисто ритуальный смысл упоминание о ней наши переговорщики вставили фактически под угрозой нового референдума. Москва поверила в то, что на рефендуме Татарстан снова выскажется за суверенитет, и поэтому согласилась. Но говорят, что центру это до сих пор не нравится, так что не исключено, что "Конституция РТ" исчезнет из проекта при обсуждении его Госдумой.

Проект включает статью об "особом" паспорте российских граждан, живущих в Татарстане - с вкладышем. Сохранилось положение о международной деятельности республики и о ее московском представительстве. Понимание, по словам Фарида Мухаметшина, по вопросам, связанным с татарским языком, выразилось в следующем: свободы маневра для введения татарской латиницы не оставлено, зато установлено, что президент и некоторые высшие должностные лица исполнительной власти в Татарстане должны быть двуязычны.

В том, что касается налогообложения, для Татарстана не остается никакого эксклюзива. Столь желанные республике и проанонсированные спикером изменения НДПИ выглядят в проекте приблизительно так: Россия и Татарстан берут на себя обязанность работать над законопроектами для изменения налогообложения нефтедобычи. Имеются в виду федеральные законопроекты, ориентированные на все регионы, заинтересованные в дифференцированном НДПИ.

И последнее. Если Большой договор "по умолчанию" должен был действовать вечно, то срок действия нового ограничен - 10 лет.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"